Главная » Статьи » Обучение подводной охоте » О нелегком вопросе огрузки гидрокостюма

О нелегком вопросе огрузки гидрокостюма

КОГДА СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ

Грузовой пояс – своеобразная тяжкая повинность, которую подводная охота налагает на всех, кто ей занимается. У непросвещенного обывателя человек, таскающий на ремне энное количество металлических слитков, обычно вызывает нездоровые ассоциации. Необходимость иметь при себе (и на себе) зачастую очень тяжелый груз, начинающего ныряльщика пугает и раздражает. Это потом, пообвыкнув, потренировавшись в ношении тяжестей, сроднившись под водой с грузовым поясом начинаешь испытывать к своим, проверенным «в боях» веригам нежные чувства. Ощущение тяжести на пояснице, уверенно обтянутой ремнем или взгляд, брошенный на мирно свернувшийся у ног на резиновом коврике в автомобиле грузовой пояс, по дороге на охоту успокаивают и умиротворяют. И наоборот, факт того, что грузовой пояс забыт дома или не дай бог где-то в пути, способен довести настоящего подвоха до состояния близкого к инфаркту. Если бы мне попался тот человек, который лет 20 назад стянул из под лавки на которой я мирно дремал и грезил о подводном мире Сенежа, перемещаясь в электричке из Москвы на станцию Подсолнечная мой любимый грузовой пояс ему бы пришлось вероятно познакомиться и с моим подводным ружьем. Несмотря на все неудобства, которые доставляет этот элемент снаряжения при доставке на водоем, настоящий подводный охотник потащит его, родного даже через тысячи километров, в какой нибудь Оман или Мозамбик, Бразилию или Новую Зеландию. Потому что мало ли что окажется там на месте – не будет вообще ничего, а может груза «неправильные», ремень драный, пряжка хреновая – тоска и мучение. В общем, надеюсь убедил, что к грузовому поясу, как впрочем и ко всему снаряжению нужно подходить серьезно.

Итак, по порядку. Учитывая то, что журнал может попасть в руки к людям никогда не нырявшим, начнем с того, зачем же вообще нужно огружаться. Когда человек ныряет, он в большинстве случаев использует гидрокостюм. В основном, конечно чтобы не замерзнуть, но и функция защиты тела от возможных повреждений, тоже играет свою роль. Для уравновешивания воздуха, содержащегося в неопрене костюма и приведения ныряльщика, условно говоря, к состоянию нейтральной плавучести нужно иметь пояс с грузами. Иначе погрузиться под воду очень трудно, а задержаться на глубине невозможно – архимедова сила вытолкнет вас как поплавок. Так, что смиритесь с его неизбежной необходимостью.

Основной вопрос интересующих всех начинающих, как правильно подобрать количество грузов к гидрокостюму. Необходимый для ныряния вес грузового пояса зависит от нескольких факторов. Во-первых, от гидрокостюма – чем он толще, тем естественно нужно больше груза, кроме того, неопрен бывает разного качества: в каком-то больше воздушных пузырьков, в каком-то меньше, поэтому даже при одной и той же толщине вес пояса при использовании разных гидрокостюмов может оказаться различным. Во-вторых, от условий охоты: при нырянии на большие глубины (в основном конечно на море) приходиться использовать меньше грузов, чем в том же костюме на «меляке». На глубине и гидрокостюм, и грудную клетку человека обжимает, объем ныряльщика уменьшается, а значит, увеличивается его плотность. (Особенно сильно это заметно при большой толщине костюма.) И если нырять при стандартной огрузке, то будешь на дно падать как кирпич, да и перемещаться по рельефу очень трудно. Не говоря уже о наборе скорости для отрыва от дна при всплытии. Поэтому если охотник на море собирается чередовать охоту на глубине и мелководье, то он зачастую берет два пояса – основной и дополнительный с малым количеством грузов. На мели надевают оба, а на глубине дополнительный снимают и застегивают на буй.

Количество необходимого груза зависит и от конкретного человека. Средняя плотность тела у людей может довольно сильно отличаться. Зависит это от соотношения жировой и мышечной тканей, объема легких, толщины костей. К примеру, один наш «соратник», тренируясь в бассейне без гидрокостюма, вешает на пояс 2 кг, иначе его с 6 метров выталкивает, а другой с 2 метров на полном вдохе не всплывает, если лежит на дне. Так, что процесс подбора веса грузового пояса, как мы видим, не однозначен. Но, как говориться не боги горшки обжигают, рассмотрим этот процесс подробнее.

Вы купили гидрокостюм – сколько нужно грузов? Как вы уже поняли, это зависит от личных параметров человека и костюма. Абсолютно точно сказать нельзя, но надо же от чего-то отталкиваться. По своему опыту «одевания» людей приблизительная шкала средних весов, с которых можно начинать огрузку для стандартного охотничьего гидрокостюма (штаны с лямками и куртка) такова: толщина 3 мм – 5 кг грузов, толщина 5 мм – 7 кг, толщина 7 мм – 10 кг. Надеваете костюм, пояс с грузами и заходите в воду. Когда вода дойдет до шеи, выпустите из костюма лишний воздух (если есть): он соберется из-за обжима водой в верхней части и если не выйдет сам, то чуть оттяните лицевой обтюратор на шлеме. Далее сделайте полный вдох и лягте на воду. Если не тонете уже хорошо. Если тонете, снимите один грузик и повторяйте эксперимент до победного конца – т.е. состояния положительной плавучести. Однако не надо забывать, что при дыхании объем легких может сильно меняться, поэтому если вы и не тонете на вдохе, на выдохе вас может притапливать. Это может приводить к тому, что трубка будет погружаться в воду и придется постоянно отплевываться. Отсюда еще одно правило – огружаться так, чтобы не тонуть и на выдохе (при подборе веса не обязательно выдыхать все до победного конца, достаточно на 2/3 объема). Следующий вариант: вы надели пояс, легли на воду и не тонете даже на выдохе. Далее надо догружаться (учитывая вышеизложенное) до такого количества грузов, при котором вы не будете всплывать с той глубины на которой собираетесь охотиться. Это, конечно сложный момент. Редко когда все время ныряешь на одну и ту же глубину, но средняя величина погружения, особенно в реках обычно не сильно отличается от максимальной и можно более-менее «попасть» в требуемую плавучесть. Однако порой точная огрузка очень важна, особенно при тех охотах, когда нужно находиться на дне в малоподвижном состоянии (засидки или осторожное «прочесывание») и некоторые охотники вывешиваются с ювелирной точностью. При определенном опыте, можно регулировать плавучесть объемом воздуха, вдыхаемого перед нырком. Естественно делать это нужно в небольших объемах и при нырянии на малые глубины. Отдельные охотники, когда находятся на водоеме несколько дней подряд, предпочитают не сушить гидрокостюм. Причина в следующем: плавучесть мокрого костюма несколько меньше плавучести сухого и за время его намокания после захода в воду плавучесть меняется. Незначительно, но при определенных условиях достаточно, чтобы мешать сосредоточиться на охоте. Так, что еще раз заметим - правильная огрузка дело важное и порой непростое. Поэтому подбирать груз для нового костюма лучше по возможности в бассейне, до поездки на водоем.

Теперь, когда мы ознакомились с принципами огрузки перейдем собственно к составным элементам, в общем-то простой конструкции грузового пояса.

Наиболее распространенным материалом ленты на которую надеваются пряжка и груза служит капрон (он же нейлон) и все тканевые пояса продающиеся в специализированных магазинах по свойствам материала более менее одинаковые и различаются только расцветкой. А вот размеры могут быть разными, так что если вам попались два пояса с разной длиной покупайте более длинный, лишнее отрезать всегда успеете. Кстати, в некоторых магазинах ленту для пояса продают на «метры», так что если ваша «талия» сильно превышает средние параметры, можно купить сколько нужно. В редких случаях, ширина ленты может отличаться от стандартной в 5 см. В магазине проверить это легко: попробуйте вдеть пояс в продающиеся там же груза, ширина ленты не должна сильно отличаться от пазов в них. (Хотя мне встречались в магазинах и груза с нестандартными пазами, в которые не влезал стандартный пояс.) В случае если вы по каким-либо причинам не можете купить пояс в магазине (удаленность от торговых точек, патологическая жадность, маниакальная страсть к самодельничеству) в качестве «основы» подойдет любая тканая лента из синтетических материалов подходящей ширины и достаточной толщины, чтобы не отвисали груза. Несмотря на прочность, долговечность и относительную дешевизну капроновых поясов, многие охотники предпочитают использовать грузовые пояса из резины. Что дает резиновый пояс? Он дает эластичность. Капроновый пояс почти всегда при нырянии съезжает с оптимального положения – крутится вокруг талии, двигается вверх-вниз при нырках. Затянешь его посильнее – дышать трудно, ослабишь – опять «ездит». Особенно сильно это проявляется когда грузов много, они разного размера и неравномерно распределены по длине ремня. Опять же после захода в воду материал намокает и немного удлиняется, приходиться пояс подтягивать. Конечно, при определенном опыте и подгонке эти проблемы нивелируются и плавать можно, но все же резиновый пояс удобнее. Особенно при охоте на море. Как я уже упоминал, на глубине объем человека и гидрокостюма уменьшается и если у вас пояс из капрона, то он будет легко по вам перемещаться, вплоть до сползания на ноги при всплытии. Резина же за счет эластичности эти изменения «отыгрывает», да и вентилироваться в резиновом поясе легче. А вентилироваться на море приходится, как говориться по полной программе. В общем, нырять с резиновым грузовым поясом гораздо комфортнее. Конечно, есть минусы. Резина менее долговечна, особенно это проявляется опять же при эксплуатации на море, где яркий ультрафиолет быстро ухудшает ее свойства. Поэтому старайтесь не оставлять резиновый пояс на жарком солнце. При переходах по берегу, если не снимать пояс он начинает постепенно сползать вниз, тем более, если много грузов, а когда пряжка резинового пояса сделана в виде пряжки брючного ремня, то сильно затягивать его при переходах не стоит – он может порваться по отверстиям. Кстати, резиновая лента должна быть достаточно толстой - миллиметра 3-4, иначе груза будут отвисать и порвется она гораздо быстрее. В общем, срок службы резинового пояса обычно гораздо меньше синтетического – два-три года. Еще один минус, который может оказаться важным это более высокая стоимость. Поэтому если вы охотитесь в основном в неглубоких водоемах, не делаете резких движений и мощных нырков, то можно применять капроновые грузовые пояса. В остальном, резиновый грузовой пояс при нырянии, как я уже говорил гораздо более удобен и комфортен, ради чего можно и перетерпеть некоторые «сухопутные» неудобства его эксплуатации.

Одно из главных требований, предъявляемых к грузовому поясу – возможность моментально избавится от него в воде, т.е. сбросить. Всякое может случиться на охоте – зацепился за что-то ремнем, стало плохо, свело ноги и т.д. Тьфу, тьфу, тьфу конечно! Аварийный сброс это элемент безопасности пловца-подводника и с поясом в критической ситуации нужно расставаться легко и без сожаления. Поэтому пряжки грузовых поясов должны быть таких конструкций, которые этот сброс обеспечивают на все 100 процентов. Так, что поговорим о пряжках. В общем-то, их принципиальные схемы не отличаются большим разнообразием. Тех, которые представлены сейчас в магазинах всего две. Правда, прежде чем перейти к ним, нельзя не упомянуть старую советскую пряжку, состоящую из двух частей вставляемых одна в другую. Отечественные пловцы подводники плавали с такими пряжками не один десяток лет и до сих пор некоторые их используют, но процесс ее расстегивания все же менее легок, чем у современных, да и быстро подтянуть пояс, отрегулировать его длину нельзя. Словом, самая надежная и распространенная конструкция – металлическая пряжка с откидывающейся Г-образной пластиной, короткая часть которой и поджимает ремень. Пряжка должна быть именно металлическая, хотя в магазинах продают и пластмассовые. Пластмассовая пряжка однажды у вас сломается, причем произойдет это конечно в самый неподходящий момент. Хорошо если вы потеряете пояс на мелководье. А если на глубине, то возможно придется проститься с ним навсегда. Да и зачем вам ненадежная вещь? Лучше не пожалеть немножко денег, а то точно будет как в поговорке: скупой платит дважды. Пряжки в магазинах продаются как в комплекте с ремнем, так и отдельно. Осматривая пряжку, обратите внимание на металл из которого она сделана – он должен быть достаточно прочным и не гнуться, также крепление в месте где пластина проворачивается должно обеспечивать ее надежное функционирование. Относительную хлипкость конструкции можно определить даже на глаз. Хотя ремни, с пряжками произведенные под известным, солидным брендом обычно хорошего качества. Пряжку чаще всего можно легко снять с ремня: он пропускается через несколько прорезей (лучше всего три, тогда он не выскальзывает), что позволяет подрегулировать длину пояса, снять или надеть при необходимости груз. Так, что встречающийся вариант, когда ремень пропущен через одну прорезь и прошит менее удобен. Иногда попадаются пряжки, которые когда в них вставлен ремень, закрываются не до конца. Такая пряжка может при эксплуатации самопроизвольно раскрыться. По этой, кстати причине на ремнях из резины используются в основном пряжки другой конструкции. Подобрать зазор так, чтобы и толстый резиновый ремень в него проходил и пряжка надежно закрывалась довольно трудно. Вследствие этого на поясах из резины применяют пряжки внешне выглядящие, так же как и на обычном брючном ремне. Но! Конструкция устроена так, что застежка, пропускаемая в отверстие ремня, если потянуть за свободный конец выскакивает и становится в перпендикулярное положение. Так что, дернув за конец застегнутого ремня можно быть уверенным, что он расстегнется. Кстати этот самый конец, болтающийся снаружи пряжки заправляют за пояс таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко его схватить, т.е. не в натяг. Ремни такой конструкции называются «марсельскими» или как у нас еще говорят «марсельеза». Выпускают их разные фирмы и среди них попадаются «неправильные» – вроде все сделано как надо, но потянешь за ремень, а застежка не отскакивает. Так, что проверяйте.

Ну вот, пояс подобрали, перейдем наконец к самой весомой составляющей грузового пояса – собственно грузам. Вначале о материале. Чем больше плотность, тем меньше объем при той же массе. Эта прописная истина является основным аргументом в пользу применения свинца. Конечно, если делать груза из золота или платины они будут еще миниатюрнее, но свинец понятное дело доступнее и дешевле. Правда в свое время в нашей среде ходила байка про одного охотника – работника режимного завода, у которого были груза из вольфрама, выточенные из небольших слитков, якобы найденных им на территории предприятия в куче ненужного металлолома. Вольфрам имеет плотность значительно большую, чем у свинца (19,3 против 11,3 г/кв.см.) но, настолько тверд и тугоплавок, что я все же с трудом представляю процесс его обработки. Кстати, еще один плюс свинца - невысокая (относительно других металлов) температура плавления, вполне достижимая в «домашних» условиях. Однако чистый свинец очень мягок и другая крайность советского периода – груза из чугуна (выпускавшиеся промышленно для аквалангистов) имели определенный смысл. При транспортировке, соударении друг о друга они совершенно не мялись. Первые изготовленные мною собственноручно груза (купить их в то время в магазине было невозможно) из-за неопытности были отлиты как раз из чистого свинца, «добытого» в родном НИИ. Через какое-то время нещадной эксплуатации они так обмялись, что некоторые уже с трудом снимались с ремня и соответственно, вдеть в них пояс обратно было очень трудно. Поэтому, несмотря на потери в плотности лучше делать груза из сплавов свинца с небольшим количеством олова, цинка и других металлов. В этом плане свинец, выплавляемый из автомобильных аккумуляторов более тверд, так как содержит примеси. Груза из такого сплава, если их постукать друг о друга издают более звонкий звук. Но, здесь мне все же хотелось бы предостеречь тех, кто захочет заняться отливкой грузов самостоятельно. Во-первых, это небезопасно для здоровья: пары свинца ядовиты, а добыча свинца из аккумуляторов вдвойне вредна из-за содержащейся в них серной кислоты, а во-вторых, сделать самому удачную форму для грузов трудно, особенно с точки зрения изъятия из нее готовой отливки. Сейчас в магазинах богатый выбор грузов. Принципиально почти все они одинаковые: имеют два паза-щели для пропускания ремня. Немного может отличаться форма. Она может быть в виде параллелепипеда (кирпича) со скругленными краями, а может быть изогнута по форме талии (или живота). Когда груза небольшие, разница особо не ощущается, но с увеличением размера да, изогнутые комфортнее. Кстати о размерах: вес грузов может быть очень разным. Обычно минимальная масса продаваемых грузов – 1 кг. А дальше разнобой – есть груза и 1,5 и 1, 7 кг, 2 и 2,2 кг, 2,5 и 2,7. Больше трех, трех с «копейками» килограммов груза встречаются редко. Собственно больше обычно и не надо. Груза должны быть распределены по ремню равномерно. Иначе в воде вас будет крутить с боку на бок или пояс будет съезжать «на сторону». Когда костюм тонкий (вес пояса до 6-7 кг) можно применять килограммовые груза. Далее, с увеличением требуемого для ныряния в более толстом костюме веса могут возникнуть проблемы: надев требуемое количество маленьких грузов на пояс, вы можете обнаружить, что его длина больше размера вашей талии (особенно у людей с аскетическим телосложением). Здесь потребуются уже более тяжелые груза. Для удобства «вывешивания», подбора плавучести хорошо иметь на поясе груза и большие, и маленькие. Совсем хорошо, когда разница между ними не кратна килограмму. Это поможет вывеситься более точно. Хотя такая точность важна только когда вы ныряете в узком диапазоне глубин. Кроме разнообразия форм и весов, груза, продающиеся в магазине, отличаются еще одной деталью: специальным покрытием, нанесенным на часть из них. Делают его в следующих целях: во-первых, оно несколько предохраняет груза от наклепывания, сминания ,а во-вторых, что более важно груза перестают пачкаться, когда грузовой пояс переносят на себе. Особенно заметны следы от свинца на светлой летней одежде. В основном груза покрывают более-менее мягким пластиком, типа полиуретана, а также так называемой молотковой краской или эмалью. Редко встречаются обрезиненные груза. Самое удачное покрытие пластиковое. Эмаль, несмотря на заверения производителей в скором времени (смотря по степени эксплуатации) начинает отлупляться. Общий минус грузов с покрытием это конечно более высокая цена.

Ну, а если вас не устраивает не только цена грузов с покрытием, но и обычные груза покупать не хочется или не можется (в частности по причине территориальной удаленности от спецмагазинов) и самостоятельное изготовление грузов стало необходимостью, простейшие груза можно изготовить, отливая свинец в подходящую прямоугольную коробочку из металла или даже выдавленную в глине форму. Пока свинец не остыл, в него быстро вставляют две прямоугольные рамки, скрученные из подходящей по толщине проволоки. Вставляют так, чтобы из груза торчали прямоугольные ушки по размеру ремня. Чтобы отливка быстрее остыла, часто ее охлаждают водой. Так вот, никогда не лейте расплав в мокрую форму – взрывообразное разбрызгивание свинца вам обеспечено. К сожалению такие груза имеют большой недостаток: они будут в той или иной степени перемещаться по ремню. Кстати из-за чрезмерной ширины пазов по поясу могут «ползать» и некоторые магазинные груза. Существуют даже специальные ограничители, надеваемые на ремень для фиксирования грузов. Правда, попадаются они в продаже редко. Кстати бывает и обратный вариант: пояс, особенно резиновый не пролезает в груза. Поэтому покупать «свинец» лучше имея при себе пояс. Кроме тех, через которые ремень продевается, некоторые фирмы выпускают специальные быстросъемные груза. Цепляются они по принципу прищепки – это или просто специальная металлическая пластина на грузе или целая система в которой ремень поджимается специальным эксцентриком. Имея пару таких грузов удобно вывешиваться, особенно на море. Ныряешь на глубину – снял грузик и на буй повесил, пошел на меляк – надел. Вещь классная, плохо однако, что дорогая.

Мы видим, как много нюансов существует в казалось бы простом сочетании - ремень с грузами. А ведь кроме этой конструкции существует еще несколько вариантов «огрузочных» систем.

Пытливый ум не может не терзать мысль: «как бы сделать так, чтобы не таскать с собой этот тяжкий груз». Осеняет многих – пояс с прикрепленными к нему карманами. Кажется все просто: пришил к ремню или надел на него специальные закрывающиеся карманы, а на водоеме насовал в них подходящих камней. Пробовали. Идея себя не оправдала. Набрать с помощью голышей необходимый вес в большинстве случаев (при стандартном костюме для средней полосы) не удается. Или надо карманы делать гигантских размеров, или засовывать в них свинец (тот же перец, только в профиль). Единственный плюс при закладке свинца в карманы – можно быстро поменять количество грузов. Однако большие габариты конструкции, отвисание грузов вместе с карманами, реальная возможность зацепиться ими за что-либо под водой, сводят на нет все преимущества. Правда, в магазинах вы можете увидеть фирменные пояса с карманами. Предназначены они для дайверов, которые передвигаются под водой медленно, хорошая обтекаемость им ни к чему, а проблема зацепа не стоит перед ними так остро. Кстати к таким поясам продаются специальные «мягкие» груза – плоские прямоугольные мешочки с металлической (обычно стальной) дробью. Но для подводной охоты, как показала практика, нет ничего лучше стандартного грузового пояса.

Естественно из каждого правила бывают свои исключения. Когда костюм очень толстый, а зимой могут использоваться и 9-10 миллиметровые костюмы, вес грузового пояса становиться просто огромным. К примеру, один мой товарищ, плавая в «десятке» надевает на себя 24 кг груза. Не каждый из нас выдержит такое количество свинца на поясе в течение нескольких часов. Да это может быть вредно для позвоночника. Решение проблемы есть. Это специальная грузовая подвесная система. Ее в просторечии называют «сбруей», «сковородкой», «портупеей». Из прозваний понятна суть системы: она представляет собой ременную конструкцию надеваемую как жилетка. Основной груз, весом килограммов 5 висит на спине, а некоторое количество более мелких грузов распределено вокруг пояса. Общий вес 7-10 кг. «Сбруя» здорово разгружает поясницу, но плавать в ней нужно осторожно. Вероятность зацепа, особенно в кустах, повышается, а быстро ее сбросить нельзя. Кроме того, особенно у подводников с классической фигурой, приближающейся по форме к шару, при нырках ремни норовят сползти поближе к шее, а спинной груз того и гляди «накатит» по загривку. Или нужно делать брасовые (паховые) ремни, которые стандартной конструкцией не предусмотрены или всю портупею из резиновых, немного тянущихся ремней. Кстати заказать их можно только у наших «индивидуальных предпринимателей», т.к. фирменные конструкции из капрона. В новых каталогах некоторых фирм я увидел новинку: подвесную систему натурально в виде неопреновой жилетки, во внутрь которой «зашиты» груза. Насколько это удачная задумка сказать ничего не могу (практика критерий истины), но сильно сползать, вероятно, такая штука уже не будет.

Есть еще один вид огрузки, который применяется довольно редко – груза на ноги. Надеваются они на лодыжку. Смысл ножных грузов в подводной охоте в следующем: во-первых, притопить ласты для более эффективных гребков по поверхности. Такая надобность может появиться когда ноги сильно всплывают. Бывает это далеко не у каждого и связано или с индивидуальными особенностями в строении тела, или с неправильной техникой плавания в ластах. Во-вторых, для более быстрого и эффективного ухода на глубину. Поднимая вверх огруженую ногу, теоретически погружаешься с поверхности быстрее. Если вы решите, что ножные груза вам необходимы до зарезу, не купите случайно такие груза для сухих костюмов. Они слишком большого веса и предназначены для других целей (чтобы на переворачивало в «сухаре» вверх ногами). Для нашего дела подойдут веса в районе полукилограмма. Практически все фирменные ножные груза «мягкие»: эдакая колбаска на ремешке. Есть и 300 гр и 500 и побольше. Какие потребуются вам дело сугубо личное.

Заканчивая в основном тему огрузки, хотелось бы вывести краткое резюме. По возможности ничего не изобретайте и не делайте сами. Проще купить в магазине поверьте моему опыту. Приобретайте товар известных, солидных марок. Испытывайте пояс перед дальними выездами на водоемы. А главное любите свой грузовой пояс, берегите его и он вас не подведет.